воспитатель Волкова Елена Васильевна
 
Консультация для родителей "Психологическая адаптация ребенка в детском саду".

Поступление ребенка в детский сад связано с изменением социальной ситуации развития, расширением круга общения, появлением новых требований и в связи с этим предполагает адаптацию ребенка к изменившимся условиям. Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования. В основном адаптацию связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность в соответствующей деятельности, состояние равновесия или тревоги.

Выделяют несколько уровней(физиологическая, психологическая, социальная) и типов (генерализированная, поведенческая, смешанная) адаптации.

Физиологическая адаптация рассматривается как способность организма целесообразно м пластично перестраивать свои функции в соответствии с требованиями внешней среды.

Социальная адаптация представляет собой процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды. Существуют два типа адаптационного процесса , которые формируются в зависимости от особенностей когнитивной и мотивационно-потребностной сферы человека. Первый тип социальной адаптации предполагает активное воздействие на среду, в то время как второй определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций социальной группы.

Психологическая адаптация связана с приспособлением человека к требованиям общества в соответствии со своими интересами и нуждами. Основными механизмами психологической адаптации являются ассимиляция (приспособление среды под свои нужды) и аккомодация (усвоение требований, уподобление среде). Успешность психологической адаптации зависит от степени сбалансированности этих механизмов и гибкости их функционирования.

Важнейший вклад в разработку понятия «адаптация» внес Ж.Пиаже. В рамках его концепции адаптация рассматривается как единство противоположно направленных процессов аккомодации и ассимиляции. Первый из них (его часто обозначают термином «адаптация», который употребляется в более узком смысле) обеспечивает модификацию функционирования организма в соответствии со свойствами среды. Второй направлен на изменение тех или иных компонентов среды ми их переработку согласно структуре организма или включение в имеющиеся у субъекта схемы поведения. Указанные процессы тесно связанны между собой и опосредуют друг друга, что не исключает в каждом конкретном случае ведущей роли какого-либо из них.

Дошкольное учреждение вводит ребенка в мир общественных отношений. Выходя за рамки семьи, дошкольник приобретает бесценный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, овладевает новыми социальными ролями, расширяет представления об об окружающем. Детский сад помогает ребенку приобрести определенные знания и навыки, а также подготовиться к школе. Помимо образовательной функции дошкольное учреждение совместно с семьей оказывает влияние на становление личности ребенка.

Организация воспитания и обучения ребенка в детском саду обеспечивает его всестороннее развитие, способствует повышению адаптационных возможностей и обеспечивает оптимальные условия для раскрытия индивидуальности. Наряду с интеллектуальным и личностным развитием в дошкольный период происходит активная социализация детей, связанная с усвоением большого количества новых норм и ценностей мира взрослых , регулирующих поведение и взаимоотношения.

Дошкольное учреждение:

-создает условия для развития самостоятельности у детей, формирования необходимых социальных и культурных навыков;

-обеспечивает познавательное и физическое развитие, создает условия для развития игры;

-формирует навыки общения в коллективе;

-развивает децентрации (эмоциональную и интеллектуальную).

Таким образом, дошкольное учреждение можно рассматривать как один из важнейших институтов социализации, в рамках которого происходит социальное и личностное развитие детей.

Большую роль в процессе адаптации ребенка к детскому саду играют новые требования, к которым следует приспособиться. Их можно условно разделить на две группы:

Общие требования, обусловленные структурой дошкольного образовательного учреждения (определенный режим дня, фиксированное время занятий, коллективный характер мероприятий и.т.д.);

Имплицитные требования, характерные для данного учреждения (количество детей в группе и их возраст, особенности обучающих программ и т.д)

В большинстве дошкольных учреждений выстроен четкий распорядок дня, определена продолжительность занятий. Выполнение единых требований обязательно для всех детей, но вновь поступившим ребятам в течение определенного времени создаются щадящие условия. Тем не менее в связи с поступлением в детский сад ребенок должен просыпаться в определенное время, владеть необходимыми культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, знать элементарные правила поведения в обществе взрослых и сверстников.

Свидетельством психологической адаптации ребенка к детскому саду являются состояние психологического комфорта (благополучия), отсутствие напряженности в общении, принятие сверстниками и хорошее взаимоотношение с воспитателями. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей в процессе приспособления ребенка к условиям дошкольного учреждения обеспечивает становление индивидуального стиля деятельности и общения, формирование активной и творческой жизненной позиции ребенка.

 
Консультация для родителей
Учим побеждать
            Мы не откроем вам тайну, если скажем, что будущие успехи вашего ребенка в школе во многом зависят от свойств его характера. Умеет ли он проигрывать, доводит ли начатое дело до конца, ладит ли со сверстниками, является ли лидером или лишь пассивно следует чужим указаниям – все это говорит о качествах его личности, которые, собственно, закладывают именно родители. В детской психологии есть такая аксиома: дети всегда являются зеркалом своих родителей, и что бы ни происходило с ребенком, родители всегда являются причиной такого его поведения. Все слова и действия родителей ребенок воспринимает как образец для подражания, поэтому лучший способ воспитания – собственный пример.
            В воспитании сильной личности важную роль играет отношение родителей к поступкам ребенка. В воспитании нет мелочей. Все имеет важное значение. И если вами будет выбрана правильная тактика поведения, будьте уверены, ваш успех  и успешность вашего ребенка- гарантированы.
Ищите в ребенке качества, достойные похвалы, не бойтесь перехвалить его. Во взрослой жизни вашему малышу итак придется сталкиваться с множеством людей, недовольных им, стремящихся переделать его, и именно сейчас с помощью похвалы и поощрений вы сможете заложить в нем уверенность в себе и в собственных силах. Старайтесь не ругать ребенка. Чувство вины тормозит его развитие. Обращайте особое внимание на его успехи и нейтрально относитесь к ошибкам, ни в коем случае не упрекая его. У малыша , уверенного в себе, все получается. Самоуважение- это главное, что вдохновляет его на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.
Никогда не говорите ребенку: « Какой ты глупый!» «У тебя что головы на плечах нет?», «Ты невозможен!» Всегда давайте понять, чего вы от него хотите, а не только чего вы не хотите.
Похвалив малыша за успехи, не надо добавлять к этому фразу типа «если бы ты сделал еще и вот это, то было бы совсем замечательно, «ты молодец, но вот только…» Никаких  «только» и « если» быть не должно. Тем самым вы нейтрализуете свою похвалу, и в сознании ребенка остается лишь ваше неудовлетворение. У него уже нет повода гордиться собой.
Стимулируйте стремление ребенка хорошо выполнить дело. Помните: хорошо выполненная работа позволяет повысить самооценку, что ведет к достижению еще больших успехов,
Развивайте у малыша  способность сосредотачиваться, запоминать. Существует множество способов развивать зрительное сосредоточение. Например, покажите ему страничку с цифрами ( словами ),а потом уберите ее и спросите , какие цифры и в каком ряду ребенок запомнил . Для 6-7 – леток установлена норма в запоминании 11-15 слов и цифр. Очень хороши с этой точки зрения игры на развитие памяти. Приучайте ребенка пересказывать сказки, стихи, которые вы ему читаете. Попробуйте поиграть в игры на развитие внимания , выполняя несколько дел одновременно, Например: слушать сказку и рассматривать иллюстрацию, слушать и рисовать. Предложите ребенку рассмотреть любую картинку, а пока он ее рассматривает, читайте стихотворение. Когда закончите чтение, уберите картинку и задайте по ней  и по стихотворению несколько вопросов.
Постоянно напоминайте ребенку  о его успехах. Повесьте на стену его дипломы, похвальные грамоты и всегда при разговорах с ним перед уходом, например, на тренировку, напоминайте, чего он добился и какой вершины ему надо достичь.
В любом деле помогайте формировать мотивацию: объясняйте , для чего нужны занятия по иностранному языку или занятия музыкой. Если ребенок проучился несколько лет в музыкальной школе, а потом ее бросил, то это ваша ошибка, а не ребенка. Именно родители и педагоги должны настоять на  достижении цели- в этом их основная задача. Помогите ребенку превратить любую поставленную цель в череду маленьких задач, достижение которых постепенно приведет его к большой цели, к победе.

Фразы, чтобы вырастить победителя:
-Я горжусь тобой.
-Я в тебя верю.
-Ты можешь.
Ты самый лучший.
-У тебя обязательно получится.
Я, счастлива, что у меня есть ты.
-Я люблю тебя и буду любить, что бы ни случилось.
Я никому не позволю тебя обидеть и всегда буду защищать тебя.
Ты можешь рассчитывать на мою помощь.

Фразы, чтобы вырастить неудачника:
-Из тебя ничего никогда не выйдет.
-Ты неисправим.
-Ты нехороший мальчик ( девочка )
-Ты бестолочь, лентяй , трус.
-За это я тебя не буду любить.
-Куда ты опять полез?
-Да перестань ты плакать!
-Бессовестный, как не стыдно!
-Ты  должен , обязан.
 
воспитатель Капля Светлана Олеговна
 
 
 
викторина для детей старшего дошкольного возраста "Светофорные истории"
 
Консультация для родителей, чьи дети еще не ходят в детский сад  "В детский сад с радостью!"
 
Вы были неразлучны с малышом первые несколько лет его жизни, но пришло время выходить на работу, а кроху вести в садик…Волнуетесь?

Наши советы помогут ребенку безболезненно адаптироваться в новых условиях.

∙ В течение первого месяца приводите малыша в садик на 3 часа пару раз в неделю. Лучше с утра, чтобы забрать его до обеденного сна.

∙ Интересуйтесь тем, как малыш провел время. Пусть ваши ежедневные беседы станут настоящей традицией.

∙ Хвалите кроху за хорошее поведение, за то, что не плакал, хорошо кушал, - это важно.

∙ Будьте терпеливы к капризам. Не сердитесь на малыша. Бурная реакция крохи вполне оправдана – в его жизни произошло сразу несколько изменений!

∙ Дома ограничьте просмотр телевизора и игры за компьютером (не более 30 минут в день) – такая форма досуга зачастую раздражает психику ребенка, делая её более уязвимой.

∙ Даже в выходные дни не нарушайте установленного режима: пусть малыш встает не позже 8 утра, обязательно спит после обеда, и пораньше ложиться вечером. Нельзя допускать даже маленьких слабостей – например, не разрешайте сидеть перед телевизором вместе со старшими до полуночи.

До скорой встречи 
    Самое сложное – расставание, особенно в первый день. Оно болезненно как для ребенка, так и для мамы. Как же тут быть? Для начала измените собственный настрой – дети чувствуют тревогу родителей. Просто обнимите кроху и скажите, что придете за ним сразу после прогулки или после сна. Чтобы малыш чувствовал себя комфортнее, разрешите ему взять с собой любимую игрушку. Если же совсем не можете справиться со своими эмоциями, пусть первые дни сына или дочь отводит папа или кто-то из членов семьи. И главное – ни при каких обстоятельствах не задерживайтесь ( особенно в первые дни) – дети болезненно реагируют, если их забирают последними. Они просто не могут понять, что у Вас много работы, - войдите в их положение.

Плохо кушает
   Есть одна проблема, с которой зачастую сталкиваются многие мамы, - ребенок с хорошим аппетитом вдруг отказывается есть в саду… Может, не вкусно? Оказывается, нет, просто дети консервативны – их смущают вид и запах новых блюд. Основа любого детсадовского меню – супы, каши, творожные запеканки, овощи, компоты. Начните включать эти блюда в домашний рацион питания заблаговременно, и проблем не возникнет.

Избежать многих неприятностей будет проще, если Вы постараетесь  найти общий язык с будущими воспитателями малыша. Не стесняйтесь задавать любые интересующие Вас вопросы. А также обязательно заранее расскажите как можно больше о самом ребенке: об особенностях его поведения, страхах. Человек, которому предстоит постоянно общаться с Вашим малышом, должен это знать.
 
Информация представлена из СМИ