воспитатель Мозгова О.Р.

Консультация для родителей

«Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО»

         По результатам  международного исследования, в котором была поставлена задача - выявить степень влияния различных образовательных ступеней на жизненную успешность человека выяснилось, что наиболее «влиятельными» с этой точки зрения являются стартовая и завершающая ступени образования -  дошкольное и высшее. Надежный фундамент «человеческого в человеке», возведенный в детстве, плюс возможность  достижения с опорой на него  вершин профессионального и личного роста, которую создает пребывание  в университетских стенах, - вот самая общая формула жизненного успеха.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
  2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
  3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
  5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
  7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. Развитие инициативности и активности детей.

        Результатом освоения программы являются  целевые ориентиры. Целевые ориентиры по развитию элементарных математических представлений (РЭМП):

- ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- считает, вычисляет, измеряет, моделирует;

- владеет математической терминологией;

- развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление;

- владеет простейшими графическими навыками и умениями;

- владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.).

      На мой взгляд, овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей  предметно-пространственной среды. Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать  чувства и поступки, аргументировать свои выводы, закрепить и повторить изученный материал. Отсюда требования ФГОС к предметно- пространственной среде в ДОУ . Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Предметно-пространственная среда ориентирована на зону «ближайшего развития» ребёнка (дидактические игры, занимательный дидактический материал).

Для поддержки детской инициативы ФГОС рекомендует использовать: игру, опыт и проект, а также досуговую деятельность. Отдельным и очень важным звеном ФГОС выделяет работу с семьей.

Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.  Таким образом, ФГОС предполагает наличие достаточного количества игр по РЭМП в предметно-пространственной среде.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Вывод: Приоритетными формами работы по развитию элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС является игровая деятельность, экспериментирование, проектная деятельность и  досуговая деятельность. Отдельным и  важным звеном ФГОС выделяет работу с семьей.

 

            РОЛЬ КНИГИ И ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

Консультация Свешниковой Натальи Николаевны, воспитателя ГБДОУ д/с № 1 Василеостровского района

   Пожалуй, нет такого ребенка ,который не любил бы послушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим малышам, но мало кто задумывается о том ,что семейное чтение может служить раннему развитию малыша: чтение развивает слух, память, укрепляет связь между родителем и ребенком, оно может подтолкнуть ребенка к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв. У малыша постоянно работает фантазия: часто чтение книг вдохновляет ребенка на выдумку продолжения понравившейся ему истории. Вы сами будете с интересом выслушивать от ребенка его же варианты развития дальнейших событий книги.

    Для самых маленьких -это прежде всего общение с родителями, по терминологии выдающегося американского психолога Дж. Кэмпбелла , период «пристального внимания», остро необходимого любому ребенку. Ребенок ценит то время, когда папа и мама откладывают все дела , сажают на колени малыша и они вместе читают любимую книгу. Можно крепко-крепко прижаться к маме , слышать ее голос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями.

    Дата появления детской литературы в России не известна. Она появилась в недрах народной литературы . Исследователи считают ,что народная и детская литература существовали и ранее ,а до нас дошли лишь более поздние материалы.

    Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того , чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами ,природой,   всем, что его окружает. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников  и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

    На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке , взрослый должен проявлять интерес к книге,  ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

    Книга -не учебник, она не дает готовых рецептов, как научить ребенка любить литературу, одна из важнейших задач воспитателей и родителей, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеется, представляет ( видит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребенка в самое сложное, в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться » в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга. прочитанная в зрелом возрасте.

    В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями А.С. Пушкина, П.Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, и многих других.

    Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение,  обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.

    С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, запоминать  название, автора.

     При работе с  младшим   дошкольным возрастом, мы особую роль уделяем иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.

    Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам.

    Взрослеет ребенок и усложняется их читательский опыт. Для понимания произведения ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношения детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребенок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

    Таким образом, исходя из особенностей обогащенного литературного жизненного опыта детей, перед воспитателями стоят задачи:

  • продолжать формировать у детей интерес к книге;
  • учить внимательно, слушать и слышать произведение;
  • видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
  • развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
  • поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
  • поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.

    Мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

    Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребенка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Занятия, посвященные знакомству детей с литературными произведениями, требуют от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить следующие этапы:

  • подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;
  • постановка задач чтения в зависимости от характера литературного произведения;
  • отбор метода работы с книгой.

    Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна-здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением.

    Следующий этап - беседа о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.

    Воспитатель задает детям вопросы после прослушивания литературного произведения. Первые вопросы позволяют узнать, какого эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям. Эти вопросы задают, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.

    Вторые вопросы, направлены на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понятно детьми содержание произведения.

    Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.

    Третьи вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей.

    Четвертые вопросы, обращают внимание детей на языковые средства выразительности. Эти вопросы привлекают ребенка к наблюдению над языком художественной литературы, над его образным эмоциональным строем.

  Следующие вопросы, направлены на воспроизведение содержания. Отвечая на вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды, а факты, логически выстраивая их. Использование вопросов зависит от возрастных возможностей деталей.

    И последние вопросы, побуждают детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов- вызвать у ребенка потребность еще раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ?

    Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления. В беседах после чтения воспитателю следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много. Вопросы должны пробуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании. Целесообразно заканчивать занятие повторным чтением произведения, если оно не велико по объему , или читать понравившееся детям эпизоды.

Именно книги, волнуя ум, сердце и  воображение детей, помогают им разобраться в сложных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

    Существенную  роль у дошкольников в формировании интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. Здесь ребенок видит книгу не в руках взрослого, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Давайте разберемся, как эффективно выбирать книги для малыша, на что в первую очередь обратить внимание.

  1. С точки зрения гигиены и безопасности книга должна быть отменного качества. Качественная бумага, безупречно пропечатанный текст, довольно крупный шрифт. Текст не должен размазываться или стираться.
  2. Внешняя привлекательность. Иллюстрации должны быть отчетливые и желательно реалистично передающий внешний вид изображаемого.
  3. Убедитесь что книжка подходит по возрасту вашему малышу.

Только в книжном уголке взрослый имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Так, как бережное отношение к книге- одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе, отведенном для чтения.

    Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга-это первый художественный музей, где он впервые знакомиться с творчеством знаменитых художников.

    Когда нужно учить технике чтения? Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает слух текст детских книг, соответствующих его возрасту. И, желательно, когда дошколенок проявляет потребность в чтении книг. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Стойкое отрицательное отношение к книге вообще может возникнуть в том случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при этом почти не читают. А такова, к сожалению, современная ситуация.

    Как приучить ребенка к чтению?

  1. Личный пример. Если ребенок постоянно видит маму с глянцевым журналом в руках, а папу - уткнувшимся в монитор компьютера, вряд ли он воспылает любовью к чтению. А если вы сами обожаете читать, знаете множество авторов и произведений, можете процитировать какие-то строчки, чадо будет тянуться к тому же.
  2. Право выбора. Не заставляйте ребенка читать ту книгу, которую он не хочет. Родители часто боятся, что дети могут выбрать себе «  плохую » книгу, поэтому настаивают на той литературе, которая нравится им самим.

В этом случае можно попробовать пойти на компромисс: ребенок выбирает одну книгу на свой вкус, а другую читает по совету родителей.

  1. Электронные книги. Как правило, современные дети неравнодушны к различным техническим новинкам. Попытайтесь привить любовь к чтению с помощью электронных книг, так называемых гаджетов для чтения, куда можно закачать какое угодно произведение.
  2. Авторитет «звезды». Есть еще один способ приучить ребенка к чтению-сослаться на авторитет кумира, небезразличного вашему чаду. Иногда одного воспоминания о кумире бывает достаточно, чтобы ребенок взялся за книгу.
  3. Обсуждайте вместе прочитанную книгу. Это поможет вашему ребенку не только разобраться с впечатлениями ,но и выражать мысли и эмоции. Если вы покажете свою заинтересованность в личном мнении ребенка, это тоже будет способствовать повышению интереса к чтению.
  4. Сюрприз в книге. Положите в книгу красивую закладку, открытку или просто записку со словами, как вы любите свое дитя.

Таким образом, положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.