ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Несколько слов о готовности к школе.

В готовности к школе выделяют три компонента:

  • Интеллектуальный;
  • эмоционально-волевой;
  • социальный.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются:

  • Наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка). Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
  • Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются "умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
  • В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
  • Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

Причинами школьной незрелости могут быть:

  • Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
  • Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
  • Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
  • Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.

Рекомендации родителям будущих первоклассников:

  1. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Все то, что говорится в семье о школе должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Очень важно, чтобы школа привлекала ребенка тем, что там надо учиться, чтобы у ребенка было развито желание писать, читать, считать.

  2. Учите ребенка правильно оценивать свои успехи и неудачи. Ребенок учится оценивать себя, наблюдая за тем, как оценивают его взрослые. Надо хвалить ребенка за сам процесс решения проблемы, за старание, даже если у него не получилось решить проблему с первого раза.

  3. Ребенок должен знать правила общения, уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, быстро осваиваться в новой обстановке.

  4. У ребенка должна быть сформирована волевая готовность, которая заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Для того, чтобы это достичь необходимо ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении. Кроме того вам необходимо направлять, помогать ребенку в достижении цели. Приучайте ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Воспитывайте его стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

  5. Ребенок должен обладать хотя бы элементарными навыками самоорганизации. У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы

  6. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений с вашим ребенком. При этом стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины

  7. Учите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни — еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

 

О чём же необходимо помнить родителям?

 

1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.

2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).

6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д

7. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!

8. На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей частиучебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется,чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равнопроявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.

Основная задача родителей дошкольника — поддержание интереса к знаниям в целом.

9. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

10. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.

11. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

12. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.

 

Советы психолога

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


1. Выбирайте не программу, а учителя
Чаще всего родители слышат - не выбирайте программу – выбирайте учителя, потому что в начальной школе все зависит не от программы, а от педагога. Сегодня многие говорят, что некогда популярная система Занкова не оправдывает себя, а новый комплект учебников по традиционной программе, напротив, очень удачный.

А вообще по объему знаний к средним классам предусматривается единый для всех программ результат, который просто достигается несколько разными путями.

2. Надо ли учить читать, считать и писать?

Если ребенок хочет читать и считать – пусть читает и считает. Главное, следите, чтобы он это делал правильно. Читал, например, по звукам, а не по буквам. И еще важнее, чтобы он не столько умел, сколько любил читать. А вот письменно писать не учите совсем ( только печатными буквами). Правила написания букв, соединения достаточно сложные, и переучивать неправильно пишущего ребенка потом очень трудно.

И еще: как единодушно считают педагоги, намного важнее, чтобы ребенок был общительным, любопытным, не боялся высказывать свое мнение, отвечать на вопросы учителя, логически мыслил, хорошо пересказывал, фантазировал и «воображал». Чтобы был достаточно самостоятельным: мог обслужить себя в быту ( аккуратно одеться- раздеться, беречь и содержать в порядке свои вещи), без помощи взрослых выполнять простейшие задания. Бросьте все силы на пополнение словарного запаса (беды нашего времени), обеспечив ребенка не только детским ( в саду), но и взрослым уровнем общения. Также в начальной школе потребуется развитая рука (для письма): подарите ребенку конструктор и раскраску, пусть он рвет, стрижет, лепит из пластилина. Научите правильно держать ручку.

3. Предварительные собеседования
Их проводят психологи детских садов, школ, учителя. Главная цель таких собеседований - выявить «пробелы» вашего ребенка, над которыми надо поработать до 1 сентября. А потом психолог посоветует, в какой класс лучше направить малыша. Окончательное слово в этом вопросе остается за родителями, но к советам лучше прислушаться. Ведь вы не хотите, чтобы ребенок унижался и мучился, ощущая себя в сильном классе белой вороной?

4. Логопедический ребенок

Желательно, чтобы все звуки к 1 классу были поставлены. У таких детей слабое место – рука. Также они часто при письме пропускают гласные звуки. Забудьте про классы с ранним изучением иностранного языка.

5. Английский язык

Нынче это совершенное помешательство. Лучше учить английский в школе, когда ребенок уже знает русские буквы. А еще лучше, когда он уже хорошо по-русски пишет. Ранний дошкольный иностранный почти всегда приводит к путанице в правописании: буква русская, буква английская. В начальной школе есть классы с изучением иностранного языка ( в старших классах такие дети изучают второй иностранный язык). Учиться в них сложно, идти туда нужно сильным детям. Если ребенок болезненный, логопедический , изучение иностранного языка лучше отложить. И потом, его всегда можно «нагнать».

6. Элитная или простая школа
В элитных школах требования выше, выше и степень материального участия родителей в проблемах школы. Если в дошкольном возрасте никаких сверхспособностей и талантов ваш малыш не обнаружил ( или вы не заметили), и тем более вы сомневаетесь в посильности элитных школы и класса, отдавайте ребенка в обычную начальную школу. Если там он проявит недюжинные математические способности или склонность к языкам, потом переведете его в спецкласс, куда действительно способного ребенка всегда возьмут.

7. Хочет ли ребенок в школу?

Определить отношение ребенка к школе помогут вопросы:

  • Хочешь ли ты идти в школу?

  • Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

  • Как ты думаешь, с кем лучше учиться – в школе с учительницей или дома с мамой?

  • Что делает учитель в школе?

  • Для чего нужны парта и звонок в школе?

О сложившемся правильном отношении к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия, получение знаний, предпочтение школьного обучения домашнему.

Но если так случилось, что ваш ребенок проявляет, в основном, интерес к внешней стороне учебы, то есть к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, то не огорчайтесь. Этот интерес недолог, через 2-3 месяца он исчезнет, а ему на смену придет интерес к знаниям, к содержанию занятий.

Однако у ребенка могут возникнуть и трудности. В новой обстановке он будет чувствовать себя неуютно. Значит, готовность учиться в школе у него еще не сформировалась, и школьная обстановка пока ему в тягость. Поэтому Вы должны быть очень терпеливыми. Необходимо дождаться, пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового полдожения ( роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.

 Если Ваш ребенок пошел в 1 класс

Ни в коем случае нельзя:

  • пугать малыша школой. Избегать выражений типа: « Вот в школе тебя научат! Там тебя поставят на место!»;
  • подрывать авторитет учителя и скептически ухмыляться на слова ребенка « А Мария Ивановна нам сказала так…»;

  • выполнять вместо первоклассника домашнее задание, а не вместе с ним;

  • воспринимать плохие оценки малыша как приговор всем его способностям;

  • не занимайтесь воспитанием, когда Вы раздражены, устали, плохо себя чувствуете. Сначала отдохните.

Можно и нужно:

  • не забывайте хвалить своего первоклассника;
  • замечайте все его маленькие достижения;

  • не скупитесь на ласку: поцелуи, объятия, ласковые слова – все это нужно и вам, и ребенку;

  • когда ребенок с вами разговаривайте, слушайте его внимательно, сопереживая.

 

 

Советы психолога

 Родителям будущих первоклассников

Через несколько месяцев ваш малыш пойдет в школу? Поздравляем, вы – мама первоклассника! Однако, между тем, как ребенок в первый раз наденет школьную форму и тем, как он начнет радоваться учебе, может пройти очень много времени. Какие трудности ожидают первоклассника и как помочь ему лучше адаптироваться в школе? 
Школа – это необходимый и закономерный этап в жизни человека. К переходу на этот этап наша психика «готовится» несколько лет: формируются и закрепляются нужные навыки, зреет мотивационная готовность, растет способность к восприятию информации. К семи годам меняется ведущая деятельность: игра уступает место учению. Вроде бы, нет никаких предпосылок для того, чтобы семилетке было трудно в школе, но в реальной жизни все бывает иначе, чем в учебнике по детской психологии. Разберем, кто и как участвует в процессе адаптации к школе. 
1. Ребенок
Развитие каждого конкретного ребенка идет по индивидуальному графику, отклоняющемуся в ту или иную сторону от «среднего по больнице». Поэтому, чтобы помочь именно вашему ребенку адаптироваться в школе, полезно показать его специалисту-психологу. На приеме вы узнаете, насколько ребенок способен удерживать внимание, слушать и слышать учителя, сдерживать свою активность без потери работоспособности. «Предупрежден, значит – вооружен»: имея четкие рекомендации от психолога, вы сможете поддержать своего малыша именно в том, что ему дается трудно. 
Если страдает усидчивость, память, внимание, у вас впереди целое лето для того, чтобы подкорректировать «слабое» место будущего первоклассника. Если налицо мотивационная неготовность (ребенок еще не прошел до конца игровой этап развития) – стоит задуматься о том, чтобы отложить на год поступление в школу. Ведь лучше позже, но с большим удовольствием, чем сейчас и «через не хочу». 
Если есть трудности с речевым развитием или обучаемость «хромает», то нужно задуматься о выборе подходящих условий, например класса КРО (коррекционно-развивающего обучения). В таком классе обучается не больше 10-12 детей, а учитель обладает необходимой квалификацией для помощи каждому ребенку. Дети, которые в обычном классе из 30 человек быстро оказывались бы на последней парте, в классе КРО полноценно включены в образовательный процесс. 
2. Учитель 
Личность педагога трудно переоценить: первый учитель может практически все. Он, как фея из сказки, превращает застенчивых детей в скромных, а медлительных – в серьезных и обстоятельных. Какая фея достанется именно вашему ребенку – добрая или злая? Понять это довольно трудно, но, если класс дружный, замечаний в дневнике мало, а вы постоянно в курсе дел – с учительницей вам, скорее всего, повезло. Если же какой-то элемент из этой картинки выпал – именно маме нужно приложить усилия для компенсации трудностей и проблем, которые первоклассник «приносит» из школы. Например, самой активно интересоваться у педагога, как идут дела у ребенка. Или позаботиться о том, чтобы дети были включены в общие дела (своими силами организовать экскурсию, детский праздник, спектакль ко Дню учителя). Если дневник ребенка весь «красный» от замечаний учителя, именно мама становится человеком, внушающим уверенность первокласснику. 
Каким бы ни был учитель, мамина задача – донести до него важную информацию об особенностях характера, привычках, трудностях своего ребенка. Учитель, конечно, фея, но не телепат или экстрасенс. Он будет благодарен, если вы проявите готовность к сотрудничеству. 
3. Одноклассники
В начальной школе дети – это группа под предводительством педагога. Но это не значит, что внутри этой группы нет своих «звезд» и «изгоев». Поэтому очень важно, чтобы у ребенка с самого первого дня в классе были хорошие друзья. Если малыш проходил у своей первой учительницы подготовку к школе и знает большинство ребят из класса – это идеальный вариант! В этом случае адаптация будет намного легче, чем если ребенок никогда не посещал групповых занятий. Если у ребенка мало опыта общения со сверстниками, полезно максимально использовать оставшееся до школы время – включить его в детский коллектив, много общаться, ездить в гости и гулять. 
4. Семья
Семья – это огромный ресурс для помощи ребенку в адаптации к школе. Одновременно, семья может затруднять этот процесс, делать его острым и мучительным. То, как мама, папа и старшие родственники реагируют на школьные успехи и неудачи ребенка, играет здесь ключевую роль. Первоклассник нуждается в поддержке и одобрении, ему нужно помогать в планировании дня, с ним нужно вместе делать уроки. А, главное, нужно понимать: еще вчера он был дошколенком, и за один день ничего кардинально не изменится. Иногда родители первоклассника волнуются не меньше его, поэтому может быть полезным обратиться к психологу за консультацией. Специалист поможет избежать перегибов и создать действительно поддерживающую среду для ребенка. 
Даже если ребенок совершенно готов к школе, то есть, хочет и умеет учиться, у него могут возникнуть трудности с адаптацией. Это связано с тем, что школьная ситуация – совершенно новая для него. Даже у беспроблемного ребенка могут возникнуть сложности со сном, ухудшение настроения вплоть до замкнутости, снижения аппетита, тревоги и страха. 
Весь этот набор является, по сути, реакцией детской нервной системы на школу, на новые правила и требования. Самостоятельно справиться с нарушением адаптации малыш не может, поэтому ему нужна квалифицированная медико-психологическая помощь.

Адаптация к школе – ключевой процесс для развития школьной успешности, поэтому важно использовать все возможные средства помощи первокласснику. Пусть его учеба будет радостной!

Невнимательный или рассеянный? / Что такое внимание и как им управлять.

Мир, который нас окружает, переполнен информацией. Она «обрушивается» на нас из внешнего мира со скоростью около 1000 сообщений в секунду, и челове